Государственное казённое учреждение города Севастополя  «Социальный приют для детей и подростков» (далее - Приют) оказывает бесплатно социально-экономическую, социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-бытовую и иную социальную помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации.

Зачастую Приют - это место последней надежды детей, которые столкнулись с равнодушием, жестокостью и халатным отношением к своим родительским обязанностям со стороны взрослых. Оказываясь в приюте, дети надеются на немедленное получение жизненно необходимых благ, предусмотренных Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Согласно имеющемуся уставу, Приют обеспечивает медицинское обслуживание, обучение в общеобразовательных организациях города Севастополя несовершеннолетних, находящихся в Учреждении, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Как показала практика, при исполнении требований устава возникли сложности привлечения законных представителей несовершеннолетних (недееспособных или не полностью дееспособных граждан) при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии. Родители, у которых временно отобрали детей по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей, зачастую продолжают свое халатное отношение к детям и самоустраняются от участия в судьбе ребенка.   

При помещении в Учреждение детей по причине ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, в том числе при случаях насилия в отношении несовершеннолетних, участие законных представителей несовершеннолетних в процессе обеспечения реализации законных прав детей также практически невозможно. 

В законодательстве Российской Федерации указано следующее:

 - согласно ч. 4 ст. 35 «Гражданского кодекса Российской Федерации» недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации;

- согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ, в которой указано, что опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Несмотря на указанное, сложность возникла в том, что права и обязанности указанных организаций, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации (ч.1 ст. 155.2 "Семейного кодекса Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (далее – СК)), а практически в 90% случаях несовершеннолетние помещаются в приют по актам сотрудников органов внутренних дел.

Необходимо учитывать случаи признания детей оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 121-123  СК. В отношении детей данной категории орган опеки и попечительства исполняет обязанности опекуна или попечителя со дня выявления. Но к данной категории относятся обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, которые всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин "дети, оставшиеся без попечения родителей". Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка.

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 СК определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Другие причины утраты родительского попечения - следствие либо невозможность защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда, такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать ребенка без уважительных к тому причин.

Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей. Отсутствие в СК ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 СК, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

В случае, когда возникает проблема в определении степени заботы родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей, для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома - неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается Кодексом на органы опеки и попечительства и включает следующие обязанности: выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учет; устройство таких детей; осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанная деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на ее осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей.

Оценочный принцип установления таких фактов, как:

- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

- создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей;

- препятствие родителями нормальному воспитанию и развитию детей, а также других случаев отсутствия родительского попечения,                        гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение создает почву для органов опеки и попечительства не признавать детей, попавшим в бедственное положение, утратившими родительское попечение.

Данная порочная практика, сложившаяся в городе Севастополе, привела к тому, что наполняемость Приюта временами достигает 47 детей (при разрешенной наполняемости 26), которые находятся там от 4-х до 6-ти месяцев. Практически единицы воспитанников Приюта признаются детьми, оставшимися без попечения родителей.

  Ранее аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе фиксировались случаи нахождения детей в Приюте до 1-го года и более и это при том, что 06.03.2018 года в ходе посещения Приюта Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анной Кузнецовой и сотрудниками ее аппарата было отмечено явное несоответствие нормам СанПиН 2.4.3259-15 помещения приюта. В настоящее время (ходатайство Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе Марины Песчанской от 11.07.2018 исх. № 456) воспитанники Приюта переведены в здание общежития ГБОУ «Средняя образовательная школа           № 42», расположенного по ул. Генерала Родионова, 9 на время проведения ремонта, так как большинство воспитанников посещают данную школу. Несмотря на удовлетворение ходатайства Правительством Севастополя условия проживания детей в ГБОУ «Средняя образовательная школа № 42» оставляют желать лучшего.

Внесенные 24.01.2019 года изменения в приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, Департамента образования города Севастополя, Департамента здравоохранения города Севастополя от 07.06.2018 № 204/617-П/516 «Об утверждении Регламента работы по выявлению детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации» оптимизма не прибавляет, так как согласно пункту 4.1.1.29 несовершеннолетние могут находится в Приюте в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и их социальной реабилитации, по сути бессрочно!  

Хотелось бы отметить, что отсутствие присвоенного определенного статуса ребенку оставленному родителями один на один с бытовыми проблемами, лишает его надежды в дальнейшем получить необходимые материальные блага (пособия, жилье и др.) от государства.

В связи со сложившейся ситуацией Уполномоченным по правам ребенка в городе Севастополе Мариной Песчанской инициировано внесение в План работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Севастополя на 2019 год обсуждение вопроса «Актуальные проблемы обеспечения реализации прав детей, находящихся в ГКУ «Социальный приют для детей и подростков». В ходе заседания комиссии планируется заслушать доклад органов опеки и попечительства о проведенной работе, направленной на обеспечение реализации прав и законных интересов содержащихся в приюте детей, определению их правового статуса.

Уполномоченный по правам ребенка в городе Севастополе Марина Песчанская выражает надежду на конструктивную работу соответствующих служб социальной направленности и положительное решение судеб детей в помощи детям и разрешении сложных жизненных ситуаций, в которой дети, увы, оказались в силу объективных обстоятельств от нас, ответственных взрослых, в прямом смысле зависит судьба детей!