Безопасные условия для детей вне семейной среды,  как приоритет воспитания подрастающего поколения

Более чем полгода прошло с момента гибели 17-летнего юноши на территории заброшенного недостроенного объекта– музея обороны Севастополя (возле памятника Солдату и Матросу).

В связи с тем, что одной из очевидных причин случившейся трагедии послужило отсутствие целостности ограждения строящегося объекта, Уполномоченным по правам ребенка в городе Севастополе и его Аппаратом были проведены мероприятия в рамках полномочий предусмотренных  Законом города Севастополя от 17.04.2015 года № 127-ЗС «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Севастополе».

С целью принятия мер реагирования по ограничению доступа детей на территорию строительных объектов указанная проблема была озвучена в ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе и соблюдении прав и законных интересов ребенка в городе Севастополе в 2017 году. Дополнительно в  ходе проведения акции «Безопасность детства»была поднята проблема опасности заброшенных зданий,  не ограждённых строек. Особое внимание в период проведения акции было уделено сбору информации по объектам, представляющим повышенную опасность для детей. Аппарат Уполномоченного вел тесную работу с администрациями муниципальных округов, проводил мониторинг информации по данной теме, получал информацию о работе по предупреждению несчастных случаев (выявление опасных объектов,  проведение профилактической работы с несовершеннолетними) в муниципальных округах.

Проведенный анализ собранной информации, а также изучение ответов полученных по факту гибели ребенка на стройке возле памятника Солдату и Матросу позволяет сделать вывод, что на территории города Севастополя не определено конкретное ведомство, которое комплексно было бы ответственно за решение вопроса со всеми недостроями  и заброшенными зданиями. Проблему следует решать отдельнопо каждому объекту с определенным департаментом в зависимости от форм собственности на земельный участок, его целевого назначения и видов проводимых строительных работ.

В соответствии с пунктом 86 Правил благоустройства территории города Севастополя (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 20.02.2015 № 106-ПП, строительные площадки должны ограждаться по всему периметру плотным забором установленного образца.

В соответствии с пунктом 95 Правил при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, находящихся на территории города Севастополя, застройщики обязаны установить ограждение объекта, оборудовать выезды со строительной площадки пунктами мойки (очистки) колес автотранспорта, и пр.

Контроль за соблюдением указанных правил к компетенции Севгосстройнадзора относится в случаях строительства объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Положения «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В иных случаях контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, физическими лицами законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства (в границах административно-территориальных единиц – районов города Севастополя); а также предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц – районов города Севастополя) отнесен к задачам Департамента городского хозяйства города Севастополя согласно подпунктам 38 и 39 пункта 3 Положения о департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП.

В случае с земельным участком по адресу: г. Севастополь, мыс Хрустальный площадью: 58951 кв. м., кадастровый номер: 91:03:001001:1090 выделенного для строительства Монумента героическим защитникам г. Севастополя в 1941-1942 годах (согласно размещенной в интернет-сети публичной кадастровой карты Севастополя) проведение мероприятий по ограждению данного участка и недопущению повторения инцидента отнесено к компетенции Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Данная компетенция определена в связи с отсутствием права собственности третьих лиц на данный объект. Так как согласно постановлению Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП «Об утверждении положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» указанный департамент в праве осуществлять от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя. 

Как видно из вышеизложенного, принятие мер по недопущению несчастных случаев с детьми на различных строительных объектах отнесено к компетенции одного управления и двух департаментов Правительства города Севастополя, что существенно усложняет оперативное принятие мер реагирования.

Следует отметить, что данная проблема стоит остро во всех регионах Российской Федерации. Об  этом говорили и участники пресс-конференции, посвященной подведению итогов I этапа всероссийской акции "Безопасность детства". Председатель Общественного совета при уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, председатель Совета отцов при уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Андрей Коченов предложил на федеральном уровне разработать законодательную базу, позволяющую оперативно решать возникшие проблемы с такими объектами.

Наибольшее опасение вызывает то, что мероприятия по установлению конкретного департамента ответственного за ограждение земельного участка для строительства Монумента героическим защитникам г. Севастополя в 1941-1942 годах, где произошла трагедия, заняли промежуток времени более чем полгода и самое страшное, что до настоящего момента доступ на указанный объект не ограничен.

Уполномоченный по правам ребенка в городе Севастополе и его Аппарат выражает надеждуна то, что Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в самое ближайшее время будут приняты меры реагирования по ограничению доступа детей на территорию заброшенного недостроенного объекта.

В свою очередь родители должны помнить, что падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях. Соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!

 

Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе