Период самоизоляции неминуемо приводит к изменениям привычного уклада жизни и структуры дня для большинства людей.

            Вопросы семейных взаимоотношений и конфликтов актуализируются и при отсутствии налаженной стратегии их разрешения ситуация может резко обостряться.

            До введения мер по предотвращению распространения вируса люди, испытывающие напряжения в отношениях, имели инструменты, сдерживающие нарастание эмоционального напряжения: уйти в работу, провести время в кругу друзей, прогуляться по свежему воздуху и т.д. Теперь члены семьи вынужденно проводят дома больше времени, друг с другом. Если в семье нет налаженной системы разрешения конфликтных ситуаций или отсутствуют теплые доверительные отношения, подростку, который испытывает переживания, тревогу и другие негативные состояния, любого происхождения, в ситуации нарастающей нагрузки на его и без того, лабильную психику, в силу особенностей возраста, может выбрать из всех возможных вариантов решения, уход от давящих проблем в форме суицида.

            Говоря о профилактике подростковых суицидов, важно учитывать особенности «сегодняшней» обстановки. Причины суицидов могут быть различными: бытовые условия, самооценка, проблемы взаимоотношений с окружающими, трудности построения романтических отношений, материальные сложности, связанные с учебой, физиологические причины, стрессы, связанные с семейными кризисами, несформированность внутреннего мира, эмоционально-личностной сферы и многие другие. Здесь решающим фактором выбора способа решения сложной ситуации, которая воспринимается подростком как неразрешимая (то есть, он не видит иного выхода из сложившейся ситуации) в пользу суицида может стать, именно атмосфера в семье и наличие теплых доверительных отношений дома. Если по каким-то причинам домашняя обстановка не является поддерживающей средой для подростка-это может быть фактором риска.

            Взрослым, в чьем окружении есть подросток, необходимо быть внимательными, поддерживать и проявлять заботу.

            Важно также знать о сигналах, изменениях в поведении подростка, которые могут свидетельствовать о наличии переживаний или суицидальных мыслей.

Обращайте внимание на следующее:

  • Заметная перемена в обычных манерах поведения.
  • Недостаток сна или повышенная сонливость.
  • Ухудшение или улучшение аппетита.
  • Признаки беспокойства.
  • Признаки вечной усталости.
  • Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.
  • Усиление жалоб на физическое недомогание.
  • Склонность к быстрой перемене настроения.
  • Отдаление от семьи и друзей.
  • Упадок энергии.
  • Отказ от работы в клубах и организациях.
  • Излишний риск в поступках.
  • Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни.
  • Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности.
  • Усиленное чувство тревоги.
  • Выражение безнадежности.
  • Приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления.
  • Раздача в дар ценного имущества.
  • Приведение в порядок всех дел.
  • Разговоры о собственных похоронах.
  • Составление записки об уходе из жизни.
  • Словесные заявления:
  • «Ненавижу свою жизнь!».
  • «Они пожалеют о том, что мне сделали!».
  • «Не могу больше этого вынести... Надоело... Сколько можно! Сыт по горло!!!».
  • «Я решил покончить с собой!».
  • «Просто жить не хочется... Пожил и хватит!».
  • «Никому я не нужен... Лучше умереть!».
  • «Это выше моих сил...».
  • «Ненавижу всех и все!!!».
  • «Единственный выход – умереть!!!».
  • «Больше ты меня не увидишь!..».
  • «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».

 

Также следует обращать внимание на типичные симптомы депрессии, так как развитие суицидальных мыслей может быть связанно с ней:

 

            - Часто грустное настроение, периодический плач.

            - Безнадежность и беспомощность.

            - Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от  

           - деятельности, которая раньше ребенку нравилась.

            - Поглощенность темой смерти.

            - Постоянная скука.

            - Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.

            - Пропуск школы или плохая успеваемость.

            - Деструктивное поведение.

            - Низкая самооценка и чувство вины.

            - Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.

            - Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.

            - Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.

            - Сложности концентрации внимания.

            - Значительные изменения сна и аппетита.

           

            Важно, наблюдать за подростком, и внимательно слушать. В его словах, кроме прямых заявлений, могут быть скрытые, завуалированные сигналы с призывом о помощи. Проявляйте интерес и участие к своим близким и Вы точно их не пропустите.

            Если ситуация воспринимается Вами как сложно разрешимая, обращайтесь за поддержкой и помощью к специалистам.

 

Чаровская Анна Олеговна - психолог, член «Крымской ассоциации психологов и психотерапевтов».

Гамова Елена Александровна - руководитель НО «Крымской ассоциации психологов и психотерапевтов», клинический психолог.

 

Актуальная информация