Защита прав и законных интересов детей является главной задачей Уполномоченного по правам ребёнка в городе Севастополе в соответствии с Законом города Севастополя № 127-ЗС от 17.04.2015 "Об Уполномоченном по правам ребёнка в городе Севастополе".

Для максимальной эффективности своей деятельности по защите прав детей Уполномоченным установлены межведомственные рабочие взаимоотношения со всеми государственными органами города Севастополя.

Нацеленным на положительный результат является сотрудничество с Управлением ЗАГС города Севастополя, которое возглавляет Жарикова Ирина Валериевна. Неоднократно к Уполномоченному по правам ребёнка в городе Севастополе Песчанской М.Л. поступали обращения граждан с просьбами о помощи в получении документов на детей - свидетельства о рождении. Очень жаль, когда первый в своей жизни документ ребёнок не может получить как положено по закону, причины этого - незнание родителями законодательства, а то и просто безответственное отношение к своим детям. Огромное количество причин может препятствовать тому, чтобы органы ЗАГСа могли выдать свидетельство о рождении. Участились случаи, когда дети несколько лет живут без документов вообще. В каждом конкретном случае важно выстроить алгоритм всех совместных действий для получения свидетельства о рождении.

Так, гражданка В. обратилась к Уполномоченному с просьбой оказать содействие в получении свидетельств о рождении на двух детей: 10 месяцев и 4 лет, которых она родила в Севастополе, но при этом мать сама не имеет паспорта, является гражданкой другого государства и не находится в браке с отцом детей (гражданином РФ). Ранее, гр. В. состояла в браке с другим человеком, но в настоящий момент разведена. Данный материал Уполномоченным и аппаратом по правам ребёнка в городе Севастополе был проанализирован и совместно с Управлением ЗАГС был найден оптимальный путь, в результате чего младший ребёнок получил свой первый документ:свидетельство о рождении. В данном случае сыграло роль то обстоятельство,что ребенок не достиг возраста одного года, на руках был документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды, и по заявлению фактического отца было зарегистрировано рождение.

Однако со старшим ребёнком ситуация была сложнее - ребенок уже достиг почти 4-х лет, т. е попадает в категорию старше одного года, в связи с этим в Федеральном Законе от 15.11.1997  143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в ст. 21 "Государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более", устанавливается необходимость документа, устанавливающего личность матери, также на момент рождения первого ребенка со дня расторжения брака гражданкой В. не прошло трехсот дней, т.е. отцом ребенка может быть записан только бывший супруг, далее в соответствии со ст.52 Семейного кодекса Российской Федерации в судебном порядке необходимо оспаривать отцовство.

Гр. В. является матерью, но не имеет ни паспорта, ни гражданства, с другой стороны имеется отец, который не состоит в браке с матерью своих детей, не смогут обеспечить документальное подтверждение личности родившегося более трех лет назад ребёнка. Единственное условие для получения в данном случае документа ребёнком - матери необходимо выехать в государство, гражданкой которого она является и восстановить паспорт. В этом случае она сможет зарегистрировать ребёнка и зарегистрировать брак, чтобы у ребёнка появилась настоящая и полная семья. Гр. В. разъяснена важность и необходимость получения паспорта, и это уже не в компетенции исполнительной власти города Севастополя. Далее всё зависит от действий матери ребёнка, её сознательности.

Еще одним положительным примером межведомственного взаимодействия может служить случай с гражданкой Т., которая обратилась к Уполномоченному во время режима повышенной готовности в связи с пандемией нового коронавируса COVID-19, с просьбой о содействии в восстановлении утерянного свидетельства о рождении ребенка. Руководителем ЗАГС города Севастополя Жариковой И.В. был определен ряд необходимых действий, в результате которых гражданка Т. получила повторный документ - свидетельство о рождении ребёнка.

Однако случаются утери свидетельств о рождении, которые были выданы в другой стране, в результате чего процедура его восстановления становится более длительной. Так, на прием к Уполномоченному по правам ребёнка в городе Севастополе обратилась гр. К., которая потеряла свидетельства о рождении двух своих внуков, выданные в Украине. В таком случае порядок восстановления документов предписывает направление запроса в то государство, где документ был выдан. При взаимодействии с Управлением ЗАГС данный запрос был направлен в компетентные органы Украины об истребовании документов о рождении. Но учитывая, что государственные органы данного государства не отвечают на запросы органов из Крыма и Севастополя, то по истечении установленного для ответа срока, гражданке К. будет выдано извещение для дальнейшего обращения в суд с целью установления факта, имеющего юридическое значение и последующего восстановления документа о рождении на территории города Севастополя (в соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ). После этого на основании решении суда органы ЗАГС выдадут свидетельства о рождении. Своевременная выдача первого документа ребёнка - свидетельства о рождении - является также предметом внимания депутатского корпуса Законодательного Собрания города Севастополя, в частности - депутата Законодательного Собрания города Севастополя Камзолова В.Ю. 

Уполномоченный по правам ребёнка в городе Севастополе выражает искреннюю признательность начальнику Управления ЗАГС города Севастополя Жариковой Ирине Валериевне за взаимодействие в решении вопросов по защите прав и законных интересов детей.

 

Аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в городе Севастополе

Актуальная информация