18 марта 2021 года исполнилось семь лет со дня референдума, кардинально изменившего жизнь Севастополя и всего Крыма. Для того, чтобы понять, куда идти дальше, периодически нужно оглядываться на пройденный путь, анализируя и делая выводы. Что изменилось за эти годы в жизни Севастополя, какие позитивные изменения мы можем засвидетельствовать в деле охраны прав детей.

            Прежде всего важно отметить, что в 2016 году в Севастополе появился и укрепился институт Уполномоченного по правам ребёнка, чего ранее в Севастополе не было. По своему предназначению он должен способствовать наиболее эффективному решению вопросов детства, содействовать взаимодействию всех государственных институтов в интересах всестороннего развития, восстановления, защиты и обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних. За это время Уполномоченный по правам ребёнка в городе Севастополе стал тем органом, в который отчаявшиеся граждане обращаются как в последнюю инстанцию, на которую осталась надежда. Целый ряд изменений в законодательство, улучшивших положение детей в медицинском, социальном и образовательном направлениях, был воплощен с участием Уполномоченного. Работа в данном направлении только начинается.

            Также важное значение для полноценного и всестороннего развития детей имеет  увеличение социального обеспечения, которое значительно выросло с момента "возвращения в Родную гавань" и охватило большое количество семей с детьми. Так, в 2020 году 3753 семей, в которых проживают 8003 ребенка, получают государственную социальную помощь.

            Эпохальное значение имеет внесение в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации, в частности касательно детей ст. 67.1 п. 4. "Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения." Данное положение в Конституции РФ является отражением политики государства в отношении детей, является тем фундаментом, на котором строится уверенность в будущем для подрастающих поколений.

            Стабильно развивается инфраструктура детства - ведется строительство и ремонт школ, детсадов, больниц, появилось большое количество детских площадок, парков с территорией для активного отдыха детей и взрослых. В настоящее время в Севастополе построено или находится в стадии строительства 7 школ, 10 детсадов, отремонтировано 37 детсадов. Детские сады строятся по Федеральной целевой программе и в рамках национального проекта «Демография».

            В 2017 году Президентом России было объявлено "Десятилетие детства". начался четвертый год Десятилетия. Государство уделяло и будет уделять детям самое пристальное внимание, стремиться к тому, чтобы ребёнок был здоровым и счастливым (это общие вещи, но они абсолютно правильные). Приняты федеральные законы о выплатах семьям при рождении первого и второго ребёнка. Продлен срок действия материнского капитала, расширили возможности его использования. Строго говоря, этот процесс не прекращается, постоянно расширяются границы и возможности использования материнского капитала, и сейчас этот процесс идёт. Начата программа субсидирования ипотечных кредитов для семей с детьми. "Утвержден план мероприятий в рамках Десятилетия детства на ближайшие семь лет, всего их около 130, они охватывают все вопросы, которые касаются наших маленьких граждан, начиная от их здоровья и заканчивая безопасностью. Продолжается поддержка родителей и опекунов, расширение существующих мер для улучшения материального положения и жилищных условий семей. Совершенствуется система оказания медицинской помощи детям и питания учеников в образовательных организациях, повышается доступность образования, в каждом регионе должны быть комфортные школы и детские сады, возможности для занятий творчеством, спортом, посещения секций, кружков. Отдельное внимание ребятам с ограничениями по здоровью, а также тем, кто остался без попечения родителей. Будет также усовершенствована система опеки и попечительства и автоматизирован учет нуждающихся в жилье, расширены формы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

            С 2018 года по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А. Ю. Кузнецовой проводится Всероссийская акция "Безопасность детства", направленная на защиту детей от различных угроз, - опасности окружающей среды, создание условий безопасного отдыха в детских лагерях, безопасности на улицах. С детьми проводится активная работа по выработке безопасного поведения на дорогах, на транспорте, на воде, в быту и т.п...

            Также учреждения образования стало руководствоваться новыми требованиями к безопасности школ, предусматривающими принятие мер по противодействию терроризму (ограждение школ), физическую охрану школьной территории охранными организациями.

            Политика государства в отношении семей с детьми определена в положениях национального проекта "Демография" (с 2018 по 2024 год). Разработаны и проводятся в жизнь Целевые программы Севастополя в сфере охраны и защиты прав детей:

1. Программа развития здравоохранения в городе Севастополе, а также в соответствии с Территориальной программой бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов;

2. Государственная программа города Севастополя «Социальная защита, охрана труда
и содействие занятости населения в городе Севастополе» на 2017–2022 гг.»
;

3. Государственная программа города Севастополя «Жилище» подпрограмма «Обеспечение молодых семей», подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан»;

4. Государственная программа города Севастополя «Развитие образования в городе Севастополе»;

5. Государственная программа города Севастополя «Развитие культуры и туризма города Севастополя»;

6. Государственная программа города Севастополя «Развитие физической культуры и спорта. Молодежная политика в городе Севастополе»;

7. Государственная программа города Севастополя «Развитие государственного управления города Севастополя», в части осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», полномочий Российской Федерации по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, образовательных организаций и иных организаций».

            Эффективность реализации Программ оценивается ежегодно на основе целевых показателей, исходя из соответствия фактических значений показателей с их целевыми значениями.

            Все указанные изменения бесспорно оказывают положительное воздействие на благополучие детства, но работа в данном направлении не должна останавливаться. Все органы и учреждения, связанные с решением вопросов детства, должны оперативно реагировать на вызовы времени и принимать все меры к защите прав и обеспечению законных интересов детей как залога будущего нашей страны.

Актуальная информация