Вопросы, связанные с отобранием ребенка из семейного окружения, являются предметом постоянного обсуждения в сфере государственного регулирования защиты ребенка, обсуждения среди общественности и затрагивают интересы всех граждан
с детьми.

            Резонансный случай, который произошел в нашем городе в связи с отобранием у бабушки ребенка в с. Андреевка, снова поднял данный вопрос о законодательном урегулировании порядка и основаниях, при которых ребенок может быть изъят из семьи, а также о конкретных правах и обязанностях тех должностных лиц, в компетенции которых имеется данная функция. Данная история находится на слуху в городе Севастополе.

            По конкретному случаю изъятия ребенка в с. Андреевка Уполномоченный по правам ребёнка в городе Севастополе М.Л. Песчанская данный случай держала на контроле и непосредственно принимала участие в работе по восстановлению прав ребенка. Сразу же с момента получения информации Уполномоченный сообщила о сложившейся ситуации в Департамент общественной безопасности города Севастополя, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). Затем обсуждение из ряда вон выходящей трудной ситуации было с Губернатором города Севастополя
М.В. Развожаевым. По телефону Уполномоченный оказывала поддержку бабушке с целью возвращения ребенка в семью. Бабушке было рекомендовано оформить нотариальную доверенность для представления интересов ребенка в организациях и учреждениях на время отсутствия матери.

            Бабушка с ребенком были приглашены на личный прием. В ходе приема на имя Уполномоченного по правам ребёнка в городе Севастополе поступило обращение от девочки с просьбой помочь ей остаться с бабушкой до возвращения законного представителя (мамы). Уполномоченный уверила обратившихся, что ребенок без законных оснований не будет изъят из семьи, разъяснила права ребенка в сложившейся ситуации.

            В сложившейся ситуации Уполномоченный по правам ребёнка считает, что хотя с формальной точки зрения ребенок остался без законного представителя, но достаточных оснований отобрания ребенка не было, так как не было реальной угрозы жизни и здоровью ребенка, который находился вместе с бабушкой в своем доме, в привычной обстановке. Данная мера была неоправданной с точки зрения психологического состояния несовершеннолетней в связи с последствиями изъятия ребенка из дома.

            Уполномоченный М.Л. Песчанская выражает слова благодарности Губернатору города Севастополя М.В. Развожаеву за восстановленное право ребенка на защиту, предусмотренное ст. 3 международной конвенции ООН «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). М.В. Развожаев оперативно отреагировал на сообщение по факту отобрания ребенка в с. Андреевка, посетил на дому и лично заверил бабушку с ребенком в том, что не допустит нарушения прав детей и всех граждан в городе. Михаил Владимирович Развожаев тонко понимая, что психологическое здоровье ребенка, его эмоциональное состояние зависит от взрослых, деликатно исправил сложившуюся ситуацию. В доверительной беседе удалось выявить проблемные вопросы семьи, требующие незамедлительных решений.

            Анализируя данный случай на аппаратном совещании в Правительстве города Севастополя, Губернатор М.В. Развожаев поднял вопрос о необходимости реформирования работы прежде всего органов опеки, и других органов, связанных
с решением вопросов детства, их оперативного взаимодействия а также соответствующего законодательного регулирования.

Отобрание ребенка из семьи – мера, применяемая органами, уполномоченными государством на защиту прав и интересов детей. При этом не всегда эта мера является необходимой и оптимальной. В каждом конкретном случае отобрания ребенка из семьи необходимо оценивать целесообразность и правомерность данной меры, принимая во внимание все обстоятельства дела, включая интересы ребенка. На основании этого Уполномоченным по правам ребёнка в городе Севастополе постоянно проводится работа по защите прав несовершеннолетних на проживание в семье. Распоряжением Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе от 30.01.2017 № 2 создана рабочая группа «Изъятие несовершеннолетних из семей как избыточно применяемая мера неправомерного вмешательства в семью» (далее – Рабочая группа). В состав Рабочей группы входят представители исполнительной власти в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, социальной защиты населения, представители Законодательного Собрания города Севастополя, общественной палаты города Севастополя, общественных организаций. Органы опеки при отобрании детей о произведённом действии обязаны незамедлительно сообщать прокурору, в связи с чем считаем необходимым установить обязанность и сотрудников полиции сообщать в прокуратуру о проведенном ними изъятии детей.

            Также считаем необходимым напомнить, что законными представителями ребенка являются только родители, опекуны и попечители.

            По сложившейся традиции в обществе бабушки и дедушки участвуют в воспитании детей, помогают родителям в решении многих детских проблем. Но по букве действующего законодательства бабушка и дедушка не являются законными представителями, если не являются опекунами и попечителями. В случае отъезда родителей на длительное время или отправления детей к бабушкам и дедушкам (командировка, каникулы, отпуск) необходимо, как минимум, составить нотариально заверенную доверенность для временного представления интересов ребенка теми взрослыми, с которыми пребывает ребенок.

   Забота о детях является безусловным приоритетом Российского государства, и закреплено в статье 67.1 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Актуальная информация