09.02.2022 года в Государственном автономном образовательном учреждении профессионального образования города Севастополя "Институт развития образования"  состоялся методический семинар для завучей по воспитательной работе средних школ города Севастополя по вопросу организации работы с детьми с девиантным поведением. Данное мероприятия имеет важное значение, так как поднимает насущные проблемы современного общества, которые непосредственно связаны с детьми.

            На данном методическом семинаре с вступительным словом выступили директор Департамента образования и науки города Севастополя Лариса Сулима и Уполномоченный по правам ребенка в городе Севастополе Марина Песчанская. Выступающие отметили актуальность и важность профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних.

            Уполномоченный рассказала присутствующим, что по количеству обращений в адрес Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе вопросы, затрагивающие интересы детей в сфере образования занимают второе место, уступая только социальным вопросам. Особую озабоченность вызывают случаи проявления девиантного поведения учащихся в отдельных школах города, имеющие природу разной нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

            В аппарат Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе поступают обращения от всех участников образовательного процесса: как родителей, педагогов, так и самих детей. Во всех этих случаях должен быть применим общий для всех учебных заведений алгоритм действий, правильная работа с родительским сообществом по алгоритму прохождения ПМПК и защите прав ребенка при переводе ребенка на адаптивную программу обучения. Необходимо создание условий обучения и воспитания ребенка в той конкретной школе, в которой он и обучался с учётом мнения родителей.

            В отдельных образовательных организациях решением является предложение о переводе ребенка в связи с его поведением, при этом в ход идет организация других родителей в обращении к директору об ограждении их детей от негативного воздействия конкретного ребенка. В таких случаях аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе были приняты конкретные меры рассмотрения на уровне Комиссии по делам несовершеннолетних, где принимались решения о постановке семей в категорию «трудная жизненная ситуация» и получение семьями помощи от всех субъектов профилактики, а также проведения разъяснительной работы с родительским сообществом.

            Касательно прав ребенка есть случаи, когда дети с девиантным поведением в первую очередь нуждаются в защите их личных прав (показания к индивидуальной форме обучения или коррекционных классов). Для решения таких проблем Уполномоченный обратилась с предложением провести мониторинг по обучению детей с ОВЗ в городе Севастополе с целью систематизации обучения детей и защиты прав всех детей на образование. Взаимодействие всех субъектов профилактики требует четкой и конструктивной скоординированности действий.

            Отдельно Уполномоченный отметила важность работы классных руководителей для поддержания дисциплины, управления образовательным процессом и поддержания психологического климата в классе. Классные руководители не могут пренебрегать жалобами учеников, должны наблюдать за ситуацией. Разобраться в конфликте, вовремя принять меры - главная задача классного руководителя. Особое внимание необходимо уделять контролю за посещаемостью, а также передачей после уроков детей младших классов в руки законным представителям. Резонансные случаи, имевшие место в городе Севастополе, показывают, что системная работа имеет "пробелы", а именно: жизнь ребенка в семье, незанятость ребенка, отсутствие дружбы и взаимопомощи в классе.

            Часть вопросов, попавших на рассмотрение в аппарат Уполномоченного могли быть успешно решены классными руководителями, социальными педагогами, школьными психологами, советниками директоров по воспитательной работе, заместителями директоров школ по воспитательной работе в образовательных организациях. Как пример: тема буллинга в одной из школ Гагаринского района.      В подобных случаях школы обязаны сделать акцент на воспитательной работе: выяснить интересы каждого учащегося, вовлекать в различные формы активности, проводить серьезную работу с родителями.

            Тематические доклады для руководителей воспитательного процесса в школах так же представили советник директора Департамента образования и науки города Севастополя Артём Пивень, начальник Управления государственной политики в сфере оценки качества образования Департамента образования и науки города Севастополя Галина Кириёнок и методист ГАОУ ПО города Севастополя "Институт развития образования", куратор работы регионального методического объединения педагогов-психологов Ирина Ефимова. В ходе семинара ими были раскрыты темы профилактической работы в школах, результаты мониторинга по выявлению девиантного поведения и вопросы методического обеспечения деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений по девиантному поведению обучающихся.

            Уполномоченный по правам ребёнка в городе Севастополе Марина Песчанская особо отметила, что повышение правовой грамотности детей и родителей стоит на первом месте. С этой целью Уполномоченный предложила рассмотреть вопрос провести ряд мероприятий по системному решению по предупреждению травли в образовательных учреждениях, в том числе в отношении педагогов, а также совместных мероприятий с Департаментом образования и науки города Севастополя ко Дню защиты детей и Всемирному дню ребенка.

            Школа не должна оставаться один на один с решением озвученных вопросов. Вовлечены должны быть все субъекты профилактики. Особую надежду Уполномоченный возлагает на работу Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, службам медиации. Учесть все "тонкие места" системной работы - задача номер один. Для решения этих задач Уполномоченный предложила внедрить межведомственный проект "Классный помощник" (автоматизированная система для классных руководителей). Также для изучения опыта предотвращения насилия в школах Уполномоченный предложила изучить информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений "Предотвращение насилия в образовательных организациях". Данное пособие доступно для просмотра и скачивания на сайте Уполномоченного по правам ребёнка в городе Севастополе в разделе "Законодательство о детях и другая полезная информация", подраздел "Методические пособия" (https://disk.yandex.ru/i/THnHLJO1FX61ig).

Актуальная информация